Пионеры движения 4Т, братья Вертемати сделали себе имя в начале 90-х.
Сотрудничество с Хусаберг при проектировании и производстве четырехтактных мотоциклов класса 500сс для чемпионата мира по мотокроссу, принесло им мировую известность.
Еще задолго до того, как они начали делать мотоциклы, Альваро и Гвидо Вертемати были большими поклонниками мотоциклетного спорта и мотоциклов. Выросшие в Италии, они приобщились к мотоциклам с раннего возраста, а Альваро, в течение нескольких лет гонялся в итальянском чемпионате по мотокроссу. В середине восьмидесятых братья приобрели франшизу у Хускварна и стали продавать шведские мотоциклы в их родной Италии. Это партнерство продолжалось пять долгих лет, но в 1987 году Хускварна была продана итальянской Кадживе. После двух лет сотрудничества с «земляками» из Кадживы, в 1989 году братья решили вновь возобновить партнерские отношения со шведами, и на то были свои причины…
После продажи Husqvarna, значительная группа шведских инженеров осталась без работы. Команда инженеров во главе с Томасом Густавссоном, решила остаться в Швеции и начать выпуск мотоциклов собственной конструкции. Так, в 1988 году на свет появился – Хусаберг. Бюджет был достаточно скромен, но смелые решения и инновационные идеи сделали свое дело. Решение попробовать себя на рынке внедорожных мотоциклов с четырехтактными двигателями, зрело давно и в 1989 году начали производить четырехтактные двигатели.
Ну, а наши «герои» будучи недовольными сотрудничеством с Кадживой, сразу ухватились за возможность сотрудничества со своими бывшими шведскими партнерами. Партнерство быстро «принесло прибыль» в виде титула в Чемпионате мира по эндуро 1991 года. Итальянцы, вдохновленные таким быстрым успехом, создали МХ команду с Вальтером Бартолини (брат экс-чемпиона мира Андреа Бартолини – прим. автора) на борту их высоко модифицированного Хусаберг. Тандем Вертемати — Хусаберг быстро завоевал репутацию самого мощного мотоцикла. А команда сделала еще один грамотный шаг, подписав контракт в 1993 году, в то время с еще малоизвестным бельгийцем Жоэлем Сметсом, который в первом же сезоне смог завоевать бронзу.
Но уже следующий, 1994 год, стал годом больших перемен для Вертемати. Поскольку разногласия по поводу спонсорства и денег поставили жирный крест на их союзе с Хусаберг, братья решились на смелый шаг: начать собственное производство новой модели. Vertemati SAS GP500 был придуман, спроектирован и построен всего за четыре месяца!
Мотоцикл был собран вручную, став настоящим произведением искусства. Следует отметить, что Vertemati GP500 оказался весьма эффективным оружием в руках Сметса в мировом чемпионате. Жоэль показал лучшее время в квалификации на первом Гран-При сезона и принес в копилку команды первую двойную победу уже на втором этапе в Австрии. Как итог: две победы и третье место в итоговом зачете Чемпионата мира в классе 500сс.
Но после успешного дебюта в сезоне 1994 года Сметс… уходит в Хусаберг и для Вертемати его шаг не сулил ничего хорошего. Команда начала поиски нового гонщика на сезон 95-го. Им стал американец Майк Янг, гонщик AMA Pro. Новый мотоцикл Майка — Vertemati GP500 был немного улучшенным прошлогодним вариантом машины Сметса. Давайте посмотрим на особенности конструкции этого эксклюзивного и инновационного мотоцикла. Конструкция верхней части двигателя была позаимствована у Husaberg 501, в то время как нижняя часть была полностью творением Вертемати. Объем двигателя можно было «повысить» с 500сс до 560сс, всего за 10 минут, не снимая двигатель. Сцепление было гидравлическим, а коробка передач имела всего три ступени, с «нейтралкой» под первой передачей. По словам Майка Янга: «диапазон был так широк, что я мог всю трассу ехать на одной передаче». Но одной поистине уникальной особенностью этого мотоцикла был кикстартер, который, чтобы завести двигатель, надо было «дергать» вперед, а не назад, как на всех кроссовых мотоциклах. Это было сделано для того, чтобы сохранить двигатель компактным и легким, насколько это возможно.
Рама GP500 была сделана из хромированной стальной трубы, все крепления на которой были на болтах без применения сварки. Ну, а самой эксклюзивной частью машины является ее алюминиевый маятник. Он был разработан Альваро и изготовлен компанией Fumagalli в Италии. Вилка с титановым покрытием для предотвращения ее залипания и задний амортизатор фирмы WP, изготавливались на заказ и только для нескольких команд Чемпионата мира. Передний и задний тормоз Brembo, а звезды и руль фирмы Renthal. Практически все болты и крепежные детали на мотоцикле были изготовлены из титана вручную. Пластик был также изготовлен по заказу компанией Acerbis в Италии. Ничего не было лишнего в этом мотоцикле, а каждый компонент был тщательно подобран для достижения легчайшего веса и высокой производительности (4-тактный Вертемати фактически весил меньше, чем «двухтактная» CR500R).
Ну, а лучшими результатами Майка на этапах чемпионата стали: второе место в заезде в Италии и третье в общем зачете в Чехословакии. Проехав в сезоне 1995 года шесть Гран-При из двенадцати, Майк в итоге оказался на 13-м месте в общем зачете. А в конце 95-го команда прекратила свое существование. Тем не менее, братья и по сей день продолжают работать в мотоциклетной индустрии со многими брендами, такими как Benelli, а в настоящее время заняты разработкой совершенно нового мотоцикла для мотокросса и кто знает, может быть, в ближайшее время мы увидим еще один экзотический мотоцикл от Вертемати.