Can-Am: История кроссовых мотоциклов

1981 can-am mx6 250 bs

Сегодня Can-Am известен главным образом как производитель высококлассных ATV и дорожных мотоциклов, но в прошлом он делал и мотоциклы для мотокросса.

В 1974 году  Can-Am  стал первым производителем,  на мотоциклах которого Гари Джонс, Джимми Эллис и Марти Трайпс установили рекорд, заняв первые три места в Чемпионате АМА в классе 250сс. Мотоциклы оснащались двигателями Rotax и были самыми мощными в классе. Но, к сожалению, успех был недолгим. После  пребывания на вершине в мотокроссе, которое  длилось несколько коротких лет, уже к началу восьмидесятых годов они не смогли составлять конкуренцию японским и европейским производителям.

1973-74-125cc

Фактически мотоциклы Can-Am были подразделением канадского промышленного гиганта Bombardier, который в начале семидесятых производил все подряд, начиная со снегоходов и заканчивая самолетами. В те годы рынок внедорожной техники США испытывал настоящий  бум и в Bombardier  верили, что смогут войти на рынок мотокросса, используя свои высокотехнологичные двигатели Rotax  (Bombardier купил австрийского производителя двигателей Rotax в 1970 г.) и обширную дилерскую сеть по продаже снегоходов.  Так в 1973 был основан Can-Am, который вышел на рынок с новой внедорожной машиной под названием MX-1. В следующем году Can-Am переманил из  Honda  Национального Чемпиона АМА по мотокроссу в классе  250сс — Гари Джонса. Проект в мотокроссе «выстрелил» на все сто, на Can-Am Джонс выиграл свой четвертый титул в АМА Мотокросс в 1974 году, а второе и третье место достались его товарищам по команде Эллису и Трайпсу. (На самом деле чемпионат выиграл голландец Пьер Карсмакерс, но AMA установила сумасшедшие новые правила, которые запрещают иностранцам выигрывать титул).

csteel_22_#7

Уже в 1975 году  Can-Am расширил производство, выпустив сразу четыре новые модели мотоциклов. Но в команде остался один Джимми Эллис. К сожалению,  Джонс ушел из Can-Am и открыл свою собственную компанию AMMEX по производству мотоциклов, а  Марти Трайпс закончил карьеру из-за травмы.  К счастью для Can-Am,  Джимми Эллис принес в копилку новоиспеченной команды титул АМА Суперкросс. Это был настоящий успех — два титула  в течение двух лет и Can-Am стал главной силой в мотокроссе.

1977 -MX3- Black Widow

К 1978 году, производство мотоциклов для мотокросса переживает серьезный подъем — Honda выпустила свой знаменитый CR250R Эльсинор, а Yamaha сделала подвеску с моно-амортизатором. И Can-Am начал потихоньку «сдуваться». Их двигатели также оставались конкурентоспособными, чего нельзя было сказать о ходовой части.  Нельзя не вспомнить  их печально известную модель 1977 года MX-3 «Черная вдова», которая так и не смогла помочь им сохранить репутацию, ведь они теряли самое главное – покупателей. В попытке хоть как-то не отставать от конкурентов,  завод представил новую модель МХ-4 с новой рамой в оранжевом пластике. Мотор по-прежнему был на высоте с его плавной характеристикой и уникальным впускным поворотным клапаном, прообразом лепестковых. Но ходовая, коробка передач и тормоза, по воспоминаниям многих гонщиков, были ужасны.

1979 can-am mx5 370 j

За инновациями японских производителей  Can-Am просто не мог угнаться и новая модель МХ5 также никак себя не проявила. В конце 1979 года завод собрал  впечатляющую команду,  в которую вошли:   трехкратный чемпион  АМА — Тони Ди Стефано и будущий двукратный чемпион Донни «Holeshot» Хансен. Но даже  с такими выдающимися спортсменами за рулем  новой модели МХ-6  1980 года  о результатах можно было и не думать. Позже Ди Стефано  рассказывал, что тормоза на MX -6 были  очень плохие для того времени и  даже на его заводском мотоцикле уже после пятнадцати минут жесткого использования, мотоцикл было не остановить.

1982 Can-am 500 sonic factory works bike euro model

После этого «провального» года завод Can-Am ушел из профессионального мотокросса  в США, но некоторое время продолжал оказывать поддержку гонщиков в Канаде,   помогая канадской легенде мотокросса и в будущем 26-ти (!)  кратному Чемпиону Канады —  Россу «Роллер» Педерсену в начале его долгой карьеры.  Свое присутствие в США, Can-Am сохранил лишь в лице дилера из Калифорнии  Kolbe Honda/Can-Am.   Кольбе фактически выставил  довольно интересную «оранжевую» команду Can-Am. Лидером команды был давний гонщик Kawasaki  — Джимми Вэйнерт. К нему присоединился Хансен, Джим «Голливуд» Холли, Джим О’Нил (основатель О’Neal Racing), Эдди Коул и Том Уэбб (основатель Dirt Bike Magazine).  Эта группа  получит новые мотоциклы, которые будут все равно далеки от совершенства и от любого реального результата. В конце года Вэймерт уйдет в отставку, а  Хансен  перейдет в  команду Honda.

В конечном итоге Джим Холли станет последней крупной американской звездой выступавшей на канадских мотоциклах, лучшие времена которых уже давно закончилось. В конце сезона Холли  оставит Can-Am и уйдет в Yamaha, сведя до нуля присутствие Can-Am в американском мотокроссе.

1984 can-am 500mx gf

Модель МХ-6 и прототип MX-7 будут последними построенными непосредственно в Канаде мотоциклами для мотокросса.  После попыток, хоть что-то сделать со своими неудачными конструкциями,  в 1983 году Bombardier перенесла свое производство в Англию и в 1984 году вместе с партнером  Armstrong/CCM  запустили в производство модели класса 500сс с воздушным охлаждением и более современные модели с жидкостным охлаждением класса 125сс. Но партнерство продолжалось всего четыре года и не добившись каких-либо видимых результатов, производство пришлось закрыть. И в 1987 году  Bombardier  поставило жирную точку, наступил конец эпохи  Can-Am…

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *