Пекка Вехконен (родился 27 мая 1964 года в Хельсинки) и не был самым известным гонщиком Гран-При. Он также не был лучшим гонщиком Финляндии за всю историю (этот титул принадлежит Хейкки Микколе). Тем не менее, Вехконен сделал отличную карьеру в качестве гонщика заводской Yamaha и Cagiva. На его счету 17 побед в Гран-При, титул чемпиона мира в 1985 году в классе 125сс и четыре серебряных медали в классе 250сс. В ноябре этого Пекка принял участие в гонке ветеранов в Transborgaro (Италия), где итальянский журналист Массимо Занзани и побеседовал с финном о его карьере 80-х.
Как вы пришли в мотокросс?
Мой дядя Калеви Вехконен был очень хороший гонщик Гран-При. В 1972 году он занял четвертое место в Чемпионате мира в классе 250сс на Montesa. Потом мой дядя стал слишком много пить. Он любил праздновать (смеется). Мой первый мотоцикл отец купил мне в 1972 году, когда мне было 7 лет – это была Montesa . Я начал тренировки на треках в области. А первую свою гонку я проехал, когда мне было 13 лет.
Где вы ездили в Финляндии?
Трасса мотокросса была в полукилометре от моего дома. Это было прекрасное место для тренировок. Я начал выигрывать гонки в мой первый год. На следующий год я стал чемпионом в мини-серии по мотокроссу. В класс 125сс я перешел в 1980 году, мне тогда было 16 лет, и стал Чемпионом Финляндии. В следующем году я проехал мой первый Гран-При. Мне было 17 лет. До этого я получил травму колена и поэтому смог проехать лишь один Гран-При в 1981 году. В 1982 году я заработал очки на четырех этапах и закончил сезон 15-м.
Когда вы начали выигрывать этапы мирового чемпионата?
Я начал выигрывать Гран-При в 1983 году, гоняясь на заводскую Yamaha, моим товарищем по команде тогда был Джим Гибсон Начало было не очень, но к концу сезона я начал выигрывать гонки. Я выиграл в Германии, а также этап в Швеции. Я мог бы выиграть этапы в СССР и Финляндии, но у меня было много аварий.
Почему так много аварий?
Я старался ехать быстро, но не всегда это получалось.
Вы перешли в Cagiva в 1984 году и ехали в 125сс, правильно?
Да. Я хорошо проехал первые четыре гонки, но потом сломал ногу и пропустил пять Гран-При. В итоге был лишь 14-м.
Почувствовали ли Вы изменения, когда перешли из Yamaha в Cagiva?
Да, но в 1982 году в классе 125сс было много заводских японских мотоциклов и было тяжело с ними соперничать. После 1983 года заводская команда Yamaha практически прекратила свое существование, хотя Микеле Ринальди получил заводской мотоцикл. Мне пришлось выбирать между KTM и Cagiva, На мой взгляд, в 1984 году мотоцикл Cagiva был лучше.В первом же Гран-При я попал на подиум.
В 1985 году вы выиграли титул чемпиона мира. Дейв Страйбос проиграл вам всего 9 очков?
Это было нелегко. У нас было очень жесткое соперничество со Страйбосом за титул в 1985 году. В начале сезона у меня были некоторые технические проблемы и аварии, но в середине сезона я начал показывать хорошие результаты.
В 1986 году в общем зачете чемпионата вы были только четвертым. Почему?
Я не очень хорошо проехал в Италии, в Бельгии я упал и разбил мотоцикл. В тот год я еще сломал лодыжку во время тренировки.
После этого вы закончили чемпионат в классе 250сс на втором месте четыре года подряд.
У меня было большое сражение с Эриком Гебоерсом в 1987 году. Мы разделили много побед с ним. Во Франции я сломал колесо. В USGP я финишировал вторым в первом заезде за Рикки Джонсоном. Во втором сошел. У меня было много аварий и механических проблем. В 1988 году у меня было три победы в Гран-При, но в пяти заездах сходы, в итоге титул достался Ван Ден Берку. В 1989 году Жан-Мишель Бейль был очень силен и выиграл шесть этапов, а я был вторым. Затем в 1990 году Алессандро Пузар выиграл чемпионат, и я опять был вторым.
В 1990 году у вас был последний сильный сезон с хорошим результатом?
Может быть, я был не сосредоточен. Я, как правило, всегда был сильнее к концу сезона, но к тому времени я начал думать о других вещах. Да и энергии на гонки у меня уже не осталось.
Что было самой сильной частью вашей езды?
Я всегда был сильно мотивирован и сконцентрирован. Я всегда хотел быть сильным в гонках, но Гебоерс и Страйбос также были в очень хорошей форме.
Каковы были ваши слабые стороны?
Я не знаю, наверное, мой предел, «потолок». Я потерял несколько титулов из-за травм и ошибок. Я любил серьезную борьбу, но иногда это было выше меня.
Кто был самым сильным вашим соперником?
Дэйв Страйбос был очень силен. Это были его лучшие годы, и у меня был пик формы. Кроме того, в 1987 году у меня была хорошая борьба с Эриком Гебоерсом. Эти два парня были моими самыми сильными соперниками.
Какая гонка наиболее запомнилась?
В 1985 году, когда я выиграл Чемпионат мира в классе 125сс, особенно запомнились Гран-При Аргентины и Бразилии. Вообще у меня остались хорошие воспоминания, это был очень хороший год для меня.
У Вас были неудачные гонки?
У меня есть несколько плохих гонок (смеется). Я помню, в Аргентине в 1987 году я разбил мотоцикл, да и гонка тоже была неудачной.
Какой ваш любимый мотоцикл?
Трудно сказать. У нас была очень хорошая Cagiva в 1985 году. У меня были хорошие мотоциклы Yamaha. Когда я гонялся за команду Cagiva, я провел много времени в Италии. Это был мой второй дом. Я провел много тестов и тренировок в этой стране. Италия сильно отличается Финляндии. У меня был дом в Бельгии, но большую часть своего времени я провел в Италии.
Вы выиграли в 1983 году суперкросс в Генуя. Как вам это удалось?
Я тренировался дома на небольших трассах с трамплинами. Я считаю, что в то время я был одним из лучших гонщиков Европы по суперкроссу. Мне было очень легко ездить эти гонки. В 1982 году Роджер ДеКостер привез на суперкросс в Генуя, несколько американских гонщиков, которых я смог объехать. Тогда Роджер предложил мне контракт в Америке, но я к тому моменту уже подписал контракт с Cagiva. Хочу сказать, что мотоцикл Cagiva не очень был хорош для суперкросса.
Есть ли у вас какая-нибудь забавная история?
В 1982 году я был молодым гонщиком и ехал суперкросс в Генуе. Я обогнал Андре Малерба и он упал. Андре был в бешенстве, догнал меня и пытаясь меня вытолкнуть с трассы упал во второй раз. Это было что-то (смеется).
Вы хорошо зарабатывали, когда были гонщиком?
Я достаточно хорошо зарабатывал. У меня были хорошие предложения от Yamaha и Cagiva. В последние два года профессиональных гонок я имел еще сигаретных спонсоров, и это были хорошие деньги. У меня было несколько действительно хороших заводских контрактов. Мне повезло в этом плане, в Финляндии я был вроде как герой и неплохо зарабатывал на международных суперкроссах.
Были ли вы суперзвездой в Финляндии?
Газеты писали про меня. Если я выигрывал гонку, то был на первых страницах. Это было классно. Теперь кажется, что никто не следит за мотокроссом. Это очень плохо.
Каковы были причины для ухода из спорта?
В 1992 году во время практики Гран-При США в Юнадилла я получил серьезную травму спины, у меня были сломаны несколько позвонков. После очень сложной операции, я все же встал на ноги, мне конечно повезло. В 1993 году я выезжал на несколько Гран-При в классе 500сс, но был в не очень хорошей форме. В Голландии в борьбе за второе место я упал и сломал шею в двух местах. Вот тогда я понял, что настало время, чтобы остановиться. Прощай мотокросс!
Чем Вы занимаетесь сейчас?
Я провожу много времени летом на лодках, занимаюсь греблей. Зимой я катаюсь на снегоходах. Также мы арендуем большую яхту в Монако и смотрим Формулу 1. У меня есть несколько предприятий, которые позволяют мне хорошо зарабатывать.
Вы по-прежнему следите за спортом?
Я до сих пор люблю мотокросс. Я был в Валкенсваарде в прошлом году – очень интересно посмотреть на быстрых гонщиков. Я бы сказал, что ребята быстрее в эти дни. Конечно, я хотел бы видеть больше гонщиков на стартовой решетке, как это было в старые времена. Но все меняется.
Видео: Пекка Вехконен против Дэйва Страйбоса – 1985 год, Гран-При Португалии, Агуеда:
Перевод: Роман Мишенев