Александр Платонов

IMG_9054

Советские гонщики.

«МОТОКРОСС В МОЕЙ СУДЬБЕ»

Александр Николаевич Платонов — советский и российский спортсмен и тренер по мотокроссу. Родился в 1957 г. в Иркутской области. В 1987 году окончил ЧГИФК. Спортсмен-профессионал, член сборной СССР с 1980 по 1995 год. Мастер спорта международного класса (1983). Серебряный призер чемпионата Европы, трехкратный чемпион СССР. 15-кратный чемпион России. Директор спортивной школы по автомотоспорту. Стремится развивать детский спорт и команды мастеров по мотокроссу.

Платонов_Александр_Николаевич_копия

— Вы помните свои впечатления, когда впервые увидели мотоцикл? В каком возрасте сели за него?

— Сложно вспомнить. Наверное, я родился на нем. Насколько себя помню, ездил на всем, что заводилось. А уже в сознательном состоянии помню отцовский мотоцикл. Мне тогда было около 5-7 лет. Сидел у него на бензобаке, держась за руль, и постоянно пытался газовать. Постоянно нужно было гнать. Отец тогда говорил: «Не трогай ручку газа! Вдвоем нельзя так быстро!»

— Как к этому увлечению мотоспортом отнеслись родные?

— Разногласия существуют до сих пор. Мама и папа на мои соревнования не ходили – боялись.

— Чья была инициатива в выборе вида спорта, которому вы посвятили всю свою жизнь?

— Я сам захотел плюс жизненные ситуации и факторы подталкивали. Изначально и не задумывался заниматься мотоциклом серьезно. Мне были просто интересны техника и прыжки. Все новое же любопытно! Вот и меня затянуло вытворять какие-то экстремальные вещи. Позже пошли соревнования: сначала одно, другое, за одного выступлю, за другого, посыпались приглашения в сборную и так далее.

— Сколько сменили мотоциклов? И легко ли расстаться с мотоциклом, поменять его на новый?

— Сменить – сложно. Был период советского застоя, когда правительство всячески запрещало нашим спортсменам ездить на марках капиталистического производства. Надо было рекламировать социалистическое производство, а в нем единственные «лучики» – это чешский Cezet и российский «Ковровец». Да и при этом, получая с чехословацкого завода мотоцикл, нужно было доводить его до совершенства. Уходило недели две (включая не только дни, но и ночи) на переделывания и перепиливания. Каждый подгонял его под себя, так сказать, «роднился» с ним. И несмотря на затраченные усилия, зачастую мотоцикл быстро ломался. Конечно, тренер давал новые мотоциклы, но они тоже требовали подгонки. Здесь не столько было обидно за труд, сколько за потерянное время, которое можно было бы оставить для тренировок. В то время много времени уходило именно на ремонт техники. Бывали случаи, когда двигатель ломался во время соревнований. Тогда в перерыве между двумя днями соревнований тащишь его в гостиницу, ночью в номере чинишь, а утром снова гоняешь.

— Какие на данный момент в вашем гараже мотоциклы?

— Самые лучшие мотоциклы, которые существуют в мире! А самые излюбленные – это австрийский КТМ и Honda. КТМ мне еще близок тем, что я импортер этого завода. О Honda могу сказать, что это одна из самых крепких и мощных марок мотоциклов в мире.

— В чем преимущество мотоциклов КТМ, в отличии, например, от дешевых китайских?

— Преимуществ множество! Во-первых, самое главное – качество. В мотокроссе присутствует доля риска. В большом прыжке может отвалиться колесо или отказать мотор. И чаще всего это происходит с китайскими мотоциклами. Опасно доверять свое здоровье дешевой технике. Нужно еще сказать, что в соревнованиях мирового уровня участвуют не только спортсмены, но и инженеры — техники. Естественно, качество мотоциклов совсем другое по сравнению с обычным. Там каждый болтик и винтик проверен электроникой. И в каждом заезде показывает себя новый мотоцикл. Три заезда – три мотоцикла высочайшего качества. В нашей стране, в основном, выступают на серийных мотоциклах, которые выпускает завод с конвейера. Но в любом случае, если ты хочешь победить, нужно использовать какие-то хитрости: где-то мощности добавить, сделать тюнинговую деталь, раму облегчить или улучшить амортизацию. А если твой соперник прошлепал такую возможность – тебе плюс.

— Покупателям вы какую-то техническую поддержку оказываете?

— Мы же муниципальная школа. Есть в ее стенах бесплатные услуги механиков, тренеров. А что касается магазина, то в нем работают наши мальчишки, выходцы из мотошколы. Среди них есть и мастера спорта, и высококвалифицированные механики. Т.е. к продаже мотоцикл подготавливаются очень качественно.

IMG_9046
— Ездите ли вы по городу на мотоцикле?
Бывает… Но в силу своего осознания ответственности – лучше воздержусь. Уж слишком много непонимания среди нашего народа в культуре отношения друг к другу. Не говоря уже о культуре водителей. Мотоциклисты – они же азартные, везде хотят объехать, выйти из пробки. А автомобилисты стараются за это их как-то ущемить на дороге. Лицам за рулем автомобиля нужно понимать, что мотоциклист абсолютно незащищен. Он просто на двух колесах. Любой толчок может привести к падению, травмировать. Если в Европе понимают, что мотоциклисты и велосипедисты помогают автомобилистам избавиться от пробок, то до сознания российского водителя это не всегда доходит. Согласитесь, что если поедут например сто мотоциклистов, то они легко разъедутся и дадут свободную дорогу именно автомобилистам.

— Насколько тяжело дается титул чемпиона?

— Легко не бывает ни в каком виде спорта. К любой медали, награде нужно серьезно готовиться, а мотоциклисту вдвойне. Мотоспортсмену, помимо подготовки, нужно знать саму технику, потому что механик ее полностью не подготовит. Между заездами очень мало времени (примерно, пол-часа), и за это время выступающему нужно максимально физически восстановиться.

— А насколько важна физическая подготовка в мотокроссе?

— Максимально! Набирая в школу ребят, мы сразу видим, кто занимался атлетикой. Такие ребята на мотоцикле чувствуют себя намного увереннее и спокойнее. Мотоцикл – это неспокойный конь, он может прыгнуть куда угодно, а спортсмен должен вовремя сориентироваться. Мотокроссмен, что и кошка, которую выбросили с 9 этажа, и которая должна приземлиться на лапы. Он должен иметь те же чувства, навыки и умения, чтобы не потеряться и сгруппироваться в прыжке.

— Какой чемпионат для Вас был самым сложным?

— Любой чемпионат сложен. И спортсмен должен подходить к любым соревнованиям (пусть даже городскому чемпионату) с максимальной серьезностью. Расслабишься, что-то не досмотришь, лишний раз не проверишь трассу – травма. В основном, именно на городских соревнованиях и случаются аварии.

— Кто был самым опасным соперником для вас?

— Мой серьезный рост был во времена СССР. А тогда была очень большая сборная – 80 человек. Из этого количества только десять пробивались на чемпионат мира. Поэтому, когда в эту десятку не попадаешь, а за тобой еще 70 желающих с таким же результатом, конкуренция растет. Тогда расслабляться совсем некогда было. Это сейчас мотокроссмен легко может позволить себе в середине сезона сходить на банкет, выпить шампанского, а тогда это было совершенно непозволительно. Если вылетишь из сборной, то попасть в нее сможешь лишь на следующий год, проходя заново через множество препятствий: чемпионат СССР, подготовительные сборы, попадание в основной состав, из которого отбирают 80 спортсменов. И лишь потом формируется десятка лучших, которые и едут на чемпионаты Европы, мира, за Кубком дружбы народов социалистических стран и другие соревнования.

— Какое самое запоминаюшееся соревнование в вашей карьере?

— Мне, к сожалению, не удалось завоевать медаль на чемпионате мира, но на Кубке дружбы соцстран я выигрывал много заездов. Побеждал и в тех заездах, где участвовал призер чемпионата мира – Дмитрий Рангелов. Он участвовал на уникальном и хорошо подготовленном японском мотоцикле Kawasaki, а я ездил на советском «Восходе», который приготовил персонально для меня проектный институт НИИ (единственный институт в нашей стране, который занимался разработками мотоциклов). Таким образом, на том чемпионате была борьба не только спортсменов, но конструкторов (советский и капиталистический мотоциклы). Всего было восемь этапов, и три из них я у него выиграл. На сегодняшний день эта самая значимая для меня гонка.

— У вас были крупные аварии во время соревнований?

— Не без этого. Был такой знаменитый гонщик-везунчик, чемпион планеты – американец Мак-Грат. Когда соперники к нему приближались, сразу получали травмы. Часто у этих игроков спрашивали: – «Когда же вы его обгоните?!», а они отвечали: – «Если бы нам везло, как ему и мы бы не травмировались, то, конечно бы, обогнали». Когда его соперники получали травму и тратили на лечение по два месяца, он в это время активно тренировался, наращивая свое мастерство. Вообще, самый рискованный элемент в мотокроссе — это старт. Мы называем его «стартовой машинкой», где 40 человек стартуя с линии, при первом повороте летят в стену и лишь несколько успевают повернуть. Частенько бывают стартовые завалы: если поосторожничаешь, то не выиграешь, а рискнешь – а вдруг повернешь.

IMG_9052

— Кто был или есть самым влиятельным человеком в вашей жизни?

— Много в жизни таких людей. Был мой первый тренер – Юрий Викторович Мельников, благодаря кому начались мои первые шаги в спорте. Он всегда подталкивал, внушал стремление, веру в себя. Со стороны родителей были наказы учиться, не тратить время на спорт, а он мое мышление перебарывал. Далее, когда я перешел в большой спорт, у меня был тренер сборной СССР – Соснов Иван Петрович (бывший директор челябинской мотошколы). От него шло еще большее влияние: он помогал удержаться в сборной, рассчитывал на результаты и помогал с приобретением техники. Кстати, именно челябинская мотошкола впервые в СССР закупила капиталистические мотоциклы из Италии — марки Cagiva. Т.е. мы, челябинские спортсмены, самыми первыми сели на хорошие мотоциклы.

— Читала, что ваши дети тоже отличились в спорте. Расскажите об их достижениях.

— Старшего сына зовут Алексей, он КМС по мотокроссу. Дочь Юлия – КМС по художественной гимнастике, а младший, Александр, показывает себя пока только в учебе.

— Это их выбор или вы наставили детей на путь спорта?

— Это совместное решение всех членов семьи. Я всю жизнь поддерживаюсь идеи, что спорт – основа воспитания ребенка. Он благоприятно влияет на становление организма и учит самостоятельности, выживанию, учит переносить сложности и трудности, проигрыши. Не занимаясь в детстве спортом, тяжело самому адаптироваться в обществе. Спортсмены как-то ближе к трудностям жизни и ее радостям (победы, чувство исключительности).

— А как вы думаете, кто величайших гонщик мотокросса всех времен?

— Конечно же, я (смеется). На самом деле, великих много. В Старом Свете популярен традиционный мотокросс, который известен всем последние лет 70 и проводится на больших трассах под открытым небом. В Европе на сегодняшний день самый сильный – это бельгиец Стефан Эвертс, десятикратный чемпион мира. А из Америки вышел так называемый суперкросс (есть голливудский фильм с таким названием — прим. сайта), зародившийся в 80-е годы прошлого века на стадионах, в том числе крытых, где в связи с этим трассы изначально были значительно компактнее, но со временем приобрели намного больший элемент экстрима — в Америке сильнейший Джереми Мак Грат, который 7 раз становился сильнейшим в американском суперкроссе и трижды подтерждал звание чемпиона мира в «традиционном» мотокроссе. Нельзя забывать и о том, что советская школа мотокросса всегда считалась одной из лучших в мире, а её представителей можно назвать лучшими делегатами всего т. н. «коммунистического блока» не только в мотокроссе, но и во всём мировом автомотоспорте, поскольку «грузовой» зачёт ралли «Дакар» и отдельные классы автокросса никто никогда не считал даже подступами к вершинам. А вот наши мотокроссмены были сильнейшими в Элите с большой буквы — чемпионами мира в самом престижном классе становились в прошлом веке Виктор Арбеков 1 раз (на чехословацком мотоцикле «ЧеЗет») и Геннадий Моисеев трижды (на австрийском КТМ).

— Участвует ли ваша команда в чемпионате мира?

— Да, участвует. Ученик нашей школы Александр Тонков (19 лет) в прошлом году и в этом даже выигрывал, но сейчас идет по общему набору очков на седьмой позиции. Впереди у него еще 8 этапов. Будем надеяться. Мальчишка очень сильный, думаю, в тройку попадет. В том году с ним заключила контракт Honda. В этом году его «перекупила» шведская компания Husqvarna. Но он еще не приспособился к этой техники, из-за этого то выигрывает, то проигрывает. К концу сезона должны подогнать под него мотоцикл.

— А Вы сами хотели бы принять участие в чемпионате мира?

— Хочу! И у меня все впереди! Планирую принять участие в ветеранском чемпионате мира. В детстве участвовал во многих чемпионатах мира, но мой самый лучший результат – это седьмое место. Мечта попасть в тройку на пьедестал осталась несбыточной. Сейчас, как освобожусь от бюджетной работы с детьми, «повоюю» еще.

— В гонках сейчас принимаете участие?

— С мотоцикла не слезаю. Когда время есть, во всех гонках принимаю участие. Из последнего выиграл чемпионат УрФО, Ветеранский чемпионат России.

IMG_9049

— Сколько лет школе?

— Изначально, с 50-х годов, это был просто спортклуб «Калибр». Но когда спортсмены повзрослели, стали титулованными, начали принимать участия в соревнованиях СССР, построилось это здание. Т.е. нашей мотошколе около 30 лет.

— Есть ли возрастные ограничения в вашей мотошколе?

— Возрастных ограничений нет. До 18 лет можно учиться в школе, а потом перейти в клуб мастеров, где возраст не ограничен. Там спортсмены-контрактники. Если нет стремления стать чемпионом, то, получив водительское удостоверение на мотоцикл и автомобиль, ученик «отсеивается».

— Как проходит учебный процесс? Сколько раз в неделю занятия?

— Занятия 3 раза в неделю . Первый год учёбы – теория, физическая подготовка. Потом начинаются выезды, разделения по группам, соревнования. Есть такие исключения, когда мальчик приходит в школу в возрасте 5 лет, а к 6-ти годам он уже в группе мастеров. Много у нас таких талантов. Если вдруг в группу ребенок не успевает попасть, есть возможность тренироваться индивидуально.

— Какие достижения ваших учеников?

— С 90-х годов на чемпионате России мы ни разу из тройки не выпадали. Раз 17 выигрывали.

— Например, я хочу к вам записаться, с чего начать?

— Прийти, написать заявление завучу, пройти медкомиссию, принести разрешение от родителей, разрешение с учебного заведения. Можно прийти со своим мотоциклом. Не смотря на то, что Администрация города финансирует школу, из-за большого потока учеников не всем мотоцикла хватает.

— Что бы Вы посоветовали любителям мотоциклов и мотоспорта?

— Я хочу посоветовать объединиться мотокроссменам и байкерам. Сейчас много разных интересных клубов (например, «Черные ножи», «Уингс»), в которых можно делиться опытом, развиваться. И еще хочу посоветовать байкерам поменьше злить народ, не нужно его настраивать против себя.

Беседовала Анисья Иглевская, фото автора, 28 июля 2014 г.

Источник: http://www.uralwheels.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *