Советские гонщики.
Династия бесстрашных
Думается, старшему поколению ковровчан не стоит напоминать, кто такие Варабины и какую страницу в летописи города занимает эта прославленная династия мотокроссменов. Даже те, кому сейчас около тридцати лет, успели застать благодатные времена, когда в Коврове проводились грандиозные соревнования по мотокроссу. А вот нынешней молодежи не повезло. Об этом виде спорта они знают лишь понаслышке. И слушая рассказы взрослых, не могут понять, ради чего те по восемь часов кряду стояли на 20-градусном морозе на зимних этапах соревнований или по уши в грязи на летних – в чем кайф?
Взлеты…
Ковровский мотокросс родился в середине прошлого века на заводе им. Дегтярева. Довольно быстро этот вид спорта получил популярность, и мальчишки всех возрастов мечтали записаться в секцию мотокросса. Среди них был и Юрий Варабин. Ради занятия любимым видом спорта, почти ежедневно пареньку приходилось добираться в Ковров из поселка Достижение. Это сейчас рейсовые автобусы каждый час в город ходят, в те времена с транспортом было гораздо сложнее: где пешком, где на попутках, когда на поезде. Но неудобства и лишения мальчишка не замечал. Он был одержим мотоциклами. И в скором времени одержимость начала приносить плоды. В 1964 году в городе Кировограде Юрий Варабин становится чемпионом СССР. Через четыре года серебряным призером СССР. Двадцать лет жизни Юрий Николаевич посвятил мотокроссу. Его наград и завоеванных титулов не счесть. Он становился чемпионом и призером СССР по многодневным гонкам, победителем и призером всероссийских и межобластных соревнований. В спортивных кругах СССР, а потом и России фамилия Варабина стала именем нарицательным.
К моменту, когда Юрий Николаевич подумывал заканчивать карьеру мотогонщика, у него появилась достойная смена – сын Сергей, мотоциклами и гонками тот начал бредить еще в раннем детстве. Правда, отец мальчика все чаще находился в разъездах: то на соревнованиях, то на сборах, то на тренировках, и на передачу опыта сыну времени у него не оставалось. Тогда за воспитание будущего чемпиона взялась родная сестра Юрия Николаевича Нина. Она мотокроссом глядя на брата заниматься начала, да так в этом деле поднаторела, что многим мужчинам фору даст.
– По городу-то в 12-летнем возрасте на мотоцикле не покатаешься, – вспоминает Сергей.– Гонять учился в основном в Достижении, на родине отца. Там чуть ли не в каждом дворе мотоциклы или мопеды были. Да и большинство именитых мотокроссменов – кумиров мальчишек оказались выходцами из тех мест. Виктор Волков родился в Старой деревне, чемпион мира Владимир Кавинов – в Клязьминском Городке. Так что записываться в секцию мотокросса младший Варабин в 1986 году пришел с отличными навыками вождения. Это подтверждает и тот факт, что уже через год, в 18-летнем возрасте, он выиграл Кубок СССР (125 см куб. см). А до этого были победы и в кубках области, и в других соревнованиях. Те благодатные времена, когда мотокросс считался элитным видом спорта, Сергей вспоминает одновременно и с радостью и с болью. Все члены сборной команды были трудоустроены на ЗиДе, в основном, водителями-испытателями. Поэтому тренировались ежедневно. Кроме того, их гоночные «Восходы» постоянно находились в идеальном состоянии. Ведь все расходы по их содержанию брал на себя завод.
С армейской службой Сергею тоже очень повезло. Военные начальники, узнав про его достижения, направили парня в ЦСКА. И расставаться с мотоциклом Варабину не пришлось. Тренировался и гонял ничуть не меньше, чем живя и работая в Коврове.
– Опыт, – говорит он, – получил там колоссальный.
После возвращения из армии в составе сборной ЗиДа еще три раза в классе 250 куб. см Сергей становился обладателем Кубка России. Все свои победы и поражения Сергей Варабин отлично помнит. Но до сих пор одним из ярчайших событий молодости считает осень 1994 года. Тогда завод закупил для команды мотоциклы марки «Хонда». Счастью всех ребят не было предела. После наших «Восходов» это произведение японского автопрома казалось им каким-то сверхскоростным инопланетным аппаратом.
И падения
Серьезные проблемы у ковровского мотокросса начались в конце 90-х годов. Денег на финансирование команды у ЗиДа не хватало. Сколько могли спортсмены выжить в этих условиях – выживали. Ремонтировали мотоциклы б/у запчастями, о новой резине не помышляли, но даже экономия не уберегла мотокросс от неминуемой гибели. В 2000 году ЗиД полностью прекратил финансировать мотокросс. Правда, – за что руководству большое спасибо, – с мотодрома взрослых спортсменов выгонять не стали и детскую команду сохраняли, пока это было возможно. В нее-то Сергей и привел своего сына Алексея.
Что ни говори, а генетическая предрасположенность к тому или иному виду спорта все же имеется. Иначе, как объяснить тот факт, что в спорт Алексей пришел в семилетнем возрасте, ни разу не сидев за рулем мотоцикла, и уже через три месяца показал шестой результат на многоэтапном Чемпионате России. Потом сразу выиграл зимний Кубок России и на Чемпионате России взял «серебро». Правда, прозанимался мотокроссом Алексей всего год – секцию прикрыли. А собственной серьезной техники у Варабиных никогда не было.
Странно как-то. Что сам Юрий Варабин, что его сын Сергей, оба добились неплохих высот в своем виде спорта и остались не у дел. В какой другой европейской стране за такие заслуги государство спортсмена до конца дней содержало бы. А у нас? Да хоть стократный чемпион галактики! Выработал свой ресурс, и свободен.
Частный спорт
Московская Обл.Тушино №11 Николаев №4 Варабин №2 Юрий Руул 1990 Год
После полного отказа ЗиДа от мотокросса Варабины с этим видом спорта тоже попрощались. У семьи просто не было средств для самостоятельного финансирования. Ведь мотокросс спорт довольно затратный. Если гоночный мотоцикл, пусть в складчину, пусть в кредит, купить еще можно, то обслуживать его никаких денег не хватит. После каждых соревнований половину запчастей: цепи, звездочки, тормоза, приходится менять. Это тысяч пять, не меньше. Резины тоже не надолго хватает – стирается. А выступать на лысых покрышках нет смысла – результата не покажешь.
Знаковое событие в семье прославленных ковровских мотокроссменов произошло осенью прошлого года. Сергею позвонил совершенно незнакомый мужчина и предложил встречу. При встрече он рассказал о своем давнем увлечении мотокроссом. Мол, сам мотогонками «болею» с детства, но как любитель, а сейчас хочу предложить вашему сыну финансовую поддержку. Сказал – сделал. Купил 14-летнему Варабину новый мотоцикл, предоставил помещение под спортивную базу, помог с оформлением всех необходимых документов для участия в соревнованиях. Короче, совершенно безвозмездно взял молодого спортсмена под свое крыло. За несколько месяцев тренировок Алексей пришел в довольно хорошую форму и с отличными результатами откатал осенне-зимний сезон.
– Наверное, гены, – смущается его легендарный отец. – Я и сам не ожидал, что после стольких лет перерыва он так быстро втянется. Глядя на Лешкино желание и результаты, даже дед к тренировочному процессу подключился – опытом делится.
Сейчас, в межсезонье, в нашей местности тренироваться мотокроссменам довольно сложно. Поэтому Варабины рассматривают возможность отправить Алексея на весенние сборы в Краснодарский край. Благо, теперь рядом с ними есть человек, готовый оплатить эти сборы. Правда, перед сборами парню придется подтянуть все школьные хвосты. Отец говорит, что как снова на мотоцикл сел, к учебе стал серьезнее относиться.
Судя по всему, сегодня, после долгого забвения ковровский мотокросс начинает возрождаться. Сильную команду создал Малыгинский завод силикатного кирпича. Еще несколько предпринимателей взяли под опеку нескольких перспективных парней. Только вот беда – мотокросс окончательно стал частным спортом. И существовать он будет только до тех пор, пока у покровителей хорошо идет бизнес. Или пока наших «звезд» не переманят в клубы других городов, как случилось с А. Садиловым и А. Птахиным.
Сегодня мотокроссмены вопрошающе смотрят в сторону новой власти. Понятно, что при столь скудном бюджете финансовой помощи с той стороны они не ждут. Они надеются, что хоть традиции ковровского мотокросса возродятся. Для этого больших затрат не надо. С мощностями ЗиДа (уж новым-то властям отказать не должны) привести в должное состояние трассу на Шириной горе – раз плюнуть. Своих мотогонщиков в Коврове хоть и немного осталось, подтянуть соперников из других городов они вполне способны. Может быть, в день города, в альтернативу пьяного шабаша на берегу Клязьмы, ковровчанам предложить традиционный мотокросс на Шириной горе? Так, глядишь, и нынешняя молодежь про мотокросс не только по рассказам взрослых знать будет!
У. КРАЙНОВА