Владимир Гришунькин: «Квадрокросс в России выходит на новый уровень…».

image

В канун новогодних праздников мы встретились с основателем и президентом «Фонда Развития Мотоспорта», старшим тренером сборной команды России по квадрокроссу Владимиром Гришунькиным.

Владимир Васильевич, думаем, что многим нашим читателям будет интересно узнать, как Вы пришли в спорт и почему именно «коляски», а не одиночки?

В мотоспорт я «приехал» на мопеде, точнее на велосипеде с моторчиком «ПВЗ». Впервые весной 1974 года приехал смотреть знаменитый традиционный «Полетаевский» мотокросс в Рязани. Зрителей тогда собиралось полгорода — 150 000 точно было. Яблоку негде было упасть. Тем более, что выступал Рязанский гонщик, звезда мотокросса МСМК – Григорий Шулик и весь город болел за него. Я дождался окончания гонки, и по опустевшей трассе на мопеде докручивая педалями в подъемы, старался проехать всю трассу. Вот так я и решил, что стану гонщиком.

798

Кто был Вашим первым тренером?

Еще в школе в Рязани в 16 лет я получил права на машину. У нас преподавали автодело, и это очень сильно повлияло на дальнейший мой путь в жизни. После сразу сдал на категорию мотоциклов и пошел записываться в «мотокружок», в Рязанский Автомотоклуб ДОСААФ. Встретил меня Виктор Арамович АДОЯН, заслуженный тренер и великий советский гонщик, первый, кто на зарубежных гонках завоевывал призовые места. Выслушав меня, он посоветовал прийти через две недели. Потом еще через две, и еще через две. Когда я на третий раз пришел, он окончательно решил меня «добить» и подвел к куче металлолома, со словами: — «Вот выбери, что нужно из этого и собирай гоночный мотоцикл».

И я собрал свой первый спортивный мотоцикл.

Ну как и многие я конечно начинал с одиночек, тогда это были советские «Ковровцы» — 175 см.куб. Потом были «Чезеты» и «Урал» с коляской. Несколько гонок Арамыч доверил проехать для командного зачета в коляске.

На пару с В.А. Адояном меня воспитывал и Григорий Иванович Шулик. Так, что начальную школу мотокросса я прошел под присмотром великих гонщиков и тренеров.

Потом с 1976 года был институт физкультуры «ГЦОЛИФК» кафедра автомотоспорта в Москве, где меня пригласили в команду «ЗИЛ». С этого и началась моя веселая карьера в классе колясок. Участвовал в Чемпионатах СССР. Приобретал опыт.

Через три года я стал Мастером Спорта СССР. И вовремя встав в деканате нашего факультета в «очередь за дипломом», получил его по окончании института (смеется). Шикарное было время…

gt

Наиболее запомнившаяся для вас гонка, как участника?

За 25 лет занятий мотоспортом вспомнить можно многое, тем более, что практически ни одна гонка у меня не обходилась без приключений (смеется).

А началось все с настоящего «боевого Крещения» в ледяной купели. Моя первая гонка на коляске в составе команды «ЗИЛ» была зимой в Ярославле, вернее в городе Тутаев, мороз градусов – 20 был. Трасса проходила по берегу реки, и я на тренировке в субботу пролетел мимо поворота и прыгнул с обрыва в Волгу. Пробил головой лед, но умудрился вынырнуть в ту же прорубь. Народ был в шоке!!!

dr

И это был не последний раз. Спустя три года я опять прыгал во время зимней гонки в речку, но уже в районе Серпухова. Тогда у колясочника руки отстегнулись, и он выпал в «осадок» на повороте трассы, а я с полным «газом» и в речку…. Этот случай уже зрители успели сфотографировать и у меня есть шикарные фотки.

Был случай в Раменском. Зима, старт, колясок штук 40, тогда это был массовый вид мотокросса. Пришлось стартовать с заднего ряда и догонять всю «банду», но подъехав к обрыву, я увидел «завал» внизу, колясок 10 – 15 кверху колесами валялось. Что делать? Тормозить бесполезно, и я с полным «газом» как в цирке по стенке оврага объехал эту «кучу-малу». Колесничий, сказал, что он просто не успел испугаться, а то бы выпрыгнул.

Ну а на финише этой гонки я в «Пух и прах» разметал судейскую бригаду! Они умудрились поставить столы на финишном повороте. И не ожидали сюрприза. Я же боролся до самого финиша и не вписался в поворот. Фейерверк из протоколов, сломанных столов и стульев — был великолепный !!! (смеется)

image (2)

1977 год. Сборная СССР (Германия)

В каких зарубежных гонках «колясок» Вам приходилось принимать участие?

В начале 90-х, я купил хороший по тем временам мотик «КТМ» с коляской и начал ездить на международные гонки, в основном в Прибалтику. На одном из этапов «Кубка Балтии» в Кегумсе я приехал на костылях, после перелома (костыли у меня забирали перед стартом). Только-только сняли гипс. Со старта всю гонку ехал первым, но не повезло – заглох на повороте. Пока колясочник заводил мотоцикл, меня обогнали. Но призовое место все-таки удалось завоевать. Организатор гонок — Салвис Фреманис вручил мне дополнительно к наградам еще и ящик шампанского.

 

Мотокросс с колясками переживает сейчас не лучшие времена. Какие трудности испытывает этот вид спорта сейчас в России?

 Да… Времена для колясок  — не лучшие. Когда-то, только у меня в команде «ФРМ» было 20 экипажей. Сейчас на старт Чемпионата России выходит от силы 12 – 15 экипажей, и те в основном из Уральского региона. Техника дорогая, да и спонсоров не найти…

fr

Вы являетесь президентом «ФРМ», который вначале был ориентирован на «коляски». Почему переключились на квадрокросс, что подтолкнуло Вас к этому шагу?

Все те же проблемы с финансированием. И проблемы экипажей. В экипаже на колясках два гонщика выступают. Очень трудно сформировать такой дуэт, который бы слаженно работал и показывал хорошие результаты. Кроме совместимости еще главная проблема это то, что ребята и работают и учатся, и часто время просто не совпадает для участия в тренировках и гонках. Несколько гонщиков моей команды пересели на квадрики. Начали успешно выступать в этом молодом, но очень популярном в России виде мотоспорта.

 

Фонду развития мотоспорта уже 20 лет, что удалось достичь за этот достаточно большой временной период?

 Начиналось с того, что я собрал более 50-ти ребят в мотоклуб «ФРМ» просто из соседних дворов. Обеспечивал техникой и всем необходимым для тренировок и гонок. Самые талантливые и упорные до сих пор гоняют. Из всего состава начинающих и нынешних – 8 стали Мастерами Спорта России, — 14 парней выполнили норму Кандидата в Мастера. Ведущие гонщики несколько раз становились Чемпионами России и многократными призерами. Так что есть, кем гордиться. Ну и поэтому бросать начатое дело не собираюсь, а продолжаю искать в наше нелегкое время спонсоров и поддерживать ребят.

Делаю профессиональные проекты спортивных сооружений для мотокросса. У меня есть уже опыт совместной работы над проектами с одним из лучших архитекторов России. Надеюсь осуществить свою мечту и построить в России красивый и удобный для гонщиков и зрителей мотоциклетный спортивный комплекс международного уровня, чтобы Европа завидовала. У нас практически нет трасс с полной инфраструктурой для проведения международных и всероссийских соревнований.

v9

Расскажите о команде «ФРМ» по квадрокроссу и ее подготовке к соревнованиям? Чем гонщики заняты сейчас, в межсезонье?

 На сегодняшний день в команде «ФРМ» — постоянно квадрокроссом занимаются 10 гонщиков. Основной состав готовит технику к сезону 2016 года. Пытаются поддерживать спортивную форму. Зимой в нашем регионе много гонок и мы планируем выступать на всех соревнованиях.

 

Вы являетесь, по сути, первым промоутером квадрокросса в России. Какие планы на будущий сезон? Какие спортивные мероприятия запланированы?

 Сейчас усилиями некоторых очень активных и недалеких «товарищей» ликвидирована комиссия квадрокросса в Мотоциклетной Федерации России и вместо многоэтапного Чемпионата в ЕКП МинСпорта, календаре на 2016 год – только один этап.

Поэтому я решил заняться организацией своего многоэтапного Чемпионата и проводить соревнования по квадрокроссу с участием гонщиков из Европы и стран СНГ. Это уже будет совсем другой уровень. Летом впервые будет проведен «Трофей России по квадрокроссу». В плане три этапа летом и один зимой. Первая «проба пера» будет в Осташкове, Тверской области на трассе «Зорино», на берегу озера Селигер.  Есть договоренность с организаторами и заинтересованными спонсорами.

Окончательно все прояснится, я думаю, в ближайшее время. Хороший призовой фонд и качественная организация надеюсь, привлечет многих хороших гонщиков не только из России. Конкуренция в Российском Чемпионате не достаточно высокая, а участие Европейских спортсменов подстегнет и наших ребят, а среди них есть, кто может составить конкуренцию европейцам.

image (5)

Кто-то из зарубежных гонщиков уже подтвердил свое участие?

 Да. Еще летом я озвучил свои планы, и представители мотоциклетных Федераций стран Прибалтики с удовольствием откликнулись. В 2015 году я приглашал молодых спортсменов из Эстонии и Латвии принять участие в наших соревнованиях. Так что контакт есть.

Ну и самое интересное – это то, что я сделал предложение участвовать в наших гонках моему давнему приятелю и коллеге десятикратному Чемпиону Мира по мотокроссу на мотоциклах с коляской голландцу — Даниелю Виллемсену.

Даниель не только спортсмен, но и производитель современной техники для мотокросса. Его фирма «WSP Racing» с 2015 года начала производить самые современные спортивные квадроциклы.  Большинство ведущих европейских гонщиков уже приобрели его технику. Кроме того, что он сам будет выступать на наших соревнованиях на своём уникальном квадрике, также он будет еще делать презентацию своего квадроцикла в России.

И это еще не все новости, вместе с ним приедет и Чемпион Европы и Чемпион Голландии – Майк Ван Гринсвен и не только. Виллемсен любит Россию и своим авторитетом и примером привлечет еще многих европейских гонщиков.

Так что, состав участников на «Трофее России» будет очень представительным. А мы со своей стороны будем стараться сделать организацию наших соревнований не хуже, чем в Европе. Надеюсь, что именно такие гонки привлекут спонсоров к нашему виду спорта.

 

image (8)

Как Вы оцениваете дальнейшие перспективы развития квадрокросса в России. Какие шаги необходимо предпринять?

Перспективы развития – самые оптимистичные. Массовость в квадрокроссе растет на 30  — 40 % ежегодно. В этом году впервые, я организовал совместно с Чемпионатом России участие детских классов – «100» и «300», а это наш потенциал в будущем. Папы и мамы активно ведут своих детей в квадрокросс. Появляются детские клубы, где подростки получают первоначальные навыки, тренируются и выступают на гонках. И число молодых спортсменов растет как на дрожжах.

Главное, чтобы появлялись заинтересованные организаторы, владельцы трасс. Проявляли инициативу, искали партнеров и спонсоров, а не сидели и ждали, когда к ним кто-то придет с мешком денег и предложит проводить гонки.

Нужны настоящие профессиональные менеджеры команд, способные работать со спонсорами и СМИ. И конечно чтобы строились профессиональные трассы с хорошей инфраструктурой, оснащенные поливом трассы, мойками, душевыми и всем необходимым для нормального функционирования спортивного мотоцентра.

Беседовал Роман Мишенев.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *